astra-nat (astra_nat) wrote,
astra-nat
astra_nat

съезд психологов

Была на 4 съезде психологов образования России. Грустно. Такое впечатление, что если нас не задавят сверху, то мы сделаем все, чтобы самим для себя яму вырыть.
В первый день были блестящие выступления Асмолова А.Г. и Рубцова В.В. Слушать их всегда интересно. Но... Бакалавриат становится реальностью. А так хотелось надеяться, что не станут кастрировать высшее образование! Рубцов, правда, сказал, что бакалавр-психолог не будет считаться имеющим высшее образование, это только ступень, необходимо завершать образование в магистратуре. Говорили о необходимости нового подхода к образованию - Асмолов говорил о культурно-деятельностном подходе, Рубцов - о вооружении технологиями. В теории согласна, но как они собираются реализовывать, непонятно.
На секции, где анализировали данные мониторинга психологической службы, который вели М.Р.Битянова и С.В.Алёхина упор делали на то, что психологи мало участвуют в разработке стратегии образования и инновационной деятельности. По поводу инновационной деятельности, мне кажется, что чем меньше знаешь, тем легче придумать инновацию - не будешь знать, что это было и до тебя. Еще сказали, что деятельность психологов, работающих в ОУ и ППМС-центрах по данным мониторинга не особо различается, поэтому непонятно, зачем нужны два уровня. Но в исследовании не учитывалось: есть ли в пределах доступности ППМС-центры, когда их нет, приходится выполнять виды деятельности, которые лучше было бы переадресовать центру. Нам было сказано, что подход к деятельности психолога с точки зрения работы по направлениям - консультирование-диагностика-коррекция - устарел, надо заниматься стратегиями. На мой взгляд, это приведет к тому, что в школах психолог не удержится, не нужен администрации стратег, а начинающий психолог не сможет противостоять-устоять в такой ситуации. Да и вообще тогда исчезнет собственно психологическая составляющая работы психолога, исчезнет конкретный ребенок из поля деятельности.
В среду была встреча с И.И.Калиной - замминистра образования. Он сразу высказался, что человек не праздничный и психологов не любит. По существу на вопросы не отвечал, зато много шутил, что наводило на грустные мысли. На конкретный вопрос о рабочем времени психолога разразился серией анекдотов и сказал, что это вопрос интенсификации: одну работу можно выполнить за 3 часа и за 5 минут, зависит от квалификации. А ведь сам был директором детдома, должен понимать директорский подход: проконтролировать существо работы директор не всегда может, а вот рабочее время - это да, всегда пожалуйста! Единственное, что пообещал сделать - пробить льготную пенсию за работу с детьми, сейчас психолога нет в реестре.
Ирина Владимировна Дубровина на свою секцию пришла простуженная, говорили только о преподавании психологии в школе. В резолюцию работы съезда решили внести предложение о введении предмета психология в программу.
Была секция "Взгляд на психолога со стороны". Выступала правозащитница, которая разбирала случаи жалоб родителей на психологов Екатеринбургского центра "Холлис". Те вели работу по профилактике СПИДа, но в результате их обвинили в пропаганде распущенности и профессиональной неграмотности. Я как-то читала много на эту тему в интернете. Там все не так однозначно. Использовали международные программы, которые и в Москве используются, в Москве они идут, а в Екатеринбурге вызвали негодование церкви и родителей. Нам было сказано, что работать с детьми без разрешения родителей мы не имеем права. Психолог, который является членом педколлектива, должен на любой чих испрашивать разрешения родителей, письменного. Мне кажется, что в Уставе школы нужно прописывать: в школе работает психолог и т.д. Учитель ведь не спрашивает разрешения родителей на проведение контрольной, например. А после контрольной у ребенка тоже могут быть расстройства. Подошла к ней потом, говорю: вот я психолог, ко мне на перерыве дети заходят поиграть, угадывать буквы с закрытыми глазами, рисовать - на это тоже нужно спецразрешение? Она сказала, что это, как будто ко мне друзья в гости пришли на чашку чая, здесь я не психолог. Здорово? У меня на кабинете висит вывеска, что я педагог-психолог, и игры я подбираю развивающие, и пока в кабинете - являюсь официальным лицом. А разграничить глубинные методы и поверхностные трудно, потому что легко переходят. Вывод один: психолог не защищен, и любой воинствующий идиот из родителей может устроить ему кучу неприятностей. Мало того, что не защищен, его и не хотят защитить!
Была секция, где показывали игрушки, рассказывали о своем проекте. Самая приятная секция - и кукол показали, и мультики, и песенки. Посмотреть можно на сайте: http://barbariki.ru/index.php
В последний день нас наградили - и наше отделение, и наших девочек, которых мы предлагали. Отделению дали грамоту и памятный знак Федерации. Вот только в индивидуальных грамотах почему-то написали, что мы не Коломенского, а Обнинского филиала. Из-за этого пришлось оставить грамоты на переделку.
В последний день было совещание для руководителей отделений ФПО, на которое тоже пришлось идти, т.к. наша председатель не смогла приехать. На совещании пообещали, что сделают страничку для филиалов, где мы сможем размещать свои новости, фотографии, тексты. Это хорошая идея. И еще я поняла, почему наше отделение снова наградили: в большинстве отделений большой отток, количество членов ФПО уменьшилось, а у нас увеличилось. Наверное, потому что мы много всяких мероприятий-конференций-семинаров сами проводим, поощряем тех, кто активно работает.
Из приятного: встретила много знакомых, которых и встречаешь только на конференциях. В четверг сходили в театр Ермоловой на "Двенадцатую ночь". В пятницу - в Пушкинский музей. Были на выставке Тёрнера, походили по музею, потом в соседнем корпусе смотрели Матисса, Гогена, Ван Гога, Пикассо и т.п.
Tags: психология образования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments