astra-nat (astra_nat) wrote,
astra-nat
astra_nat

зачем в школе психолог?

Сегодня у меня школьный день. Уроки в 11-м классе, диагностика в четвертых, потом 10-е классы. Студенты на практике, мой любимый пятый курс. Когда мы после все этой работы расположились в кабинете - заглянул наш выпускник 2003-го года. Пригласила его зайти к нам, и мы проговорили, наверное, больше часа, сначала вместе со студентами, потом только с ним.
Я помню его по первому классу, он был самый маленький в классе, худенький, непоседливый. В первом классе учительница в ужасе подходила ко мне и спрашивала, что с ним делать: поет на уроке, залезает под парту и т.п. Мы с ней решили сделать конторку, чтобы он мог стоять или сидеть по желанию, посадили одного, чтобы не мешал другим. Он когда хотел - сидел, когда хотел стоял, иногда читал или рисовал. Учительница смирилась, тем более, что он успевал выполнить задания, хорошо отвечал. Ну что же делать, если такой шустрик! А сейчас пришел - уже взрослый молодой человек, высокий, широкоплечий, обаятельный, элегантно одетый. Работает торговым представителем в компании, учится заочно в московском вузе, собирается жениться. Повспоминали мы их класс, учителей... Очень приятно, что в школу ему заходить хочется, и годы обучения вспоминает с удовольствием.
А если бы в первом классе попался учитель, желающий всех подогнать под одну гребенку? Для которого на первом месте - идеальная тишина и порядок? Смог бы этот ребенок сохранить интерес к миру, доброжелательное отношение к людям?
В институте я часто встречаю наших выпускников, у кого-то даже преподаю. И многие проблемы, которые существовали в школе, кажутся такими высосанными из пальца...
Недавно защитился мальчик, который в старших классах вызывал раздражение у многих учителей своим нестандартным подходом ко многим проблемам, теперь он - кандидат педагогических наук. Заканчивает аспирантуру мальчик, который в 10-м классе просто перестал учиться, прогуливал. И я часами общалась с его классной руководительницей, убеждала ее, что не нужно вызывать родителей по любому поводу, нужно помочь ему, в 10-м классе родители мало что могут сделать. Говорила с ним. Школу закончил с горем пополам. А в институте учился с постоянным улучшением, и к концу увлекся научной работой. На старших курсах начал работать в школе. Сейчас оканчивает аспирантуру, работает в школе и в институте.
Когда я устаю, бегая из школы в институт, недосыпая, закопавшись в подготовках к занятиям, диагностиках и т.п., начинаю думать, что пора уходить из школы, сколько можно разрываться между школой и институтом! А потом становится жалко уходить. Все-таки хорошо, что в школах появились психологи. И самая главная задача психолога - не диагностика, не экспертиза, не помощь администрации (хоть я и не отрицаю этих задач)... Как бы поточнее сформулировать... Важно остаться нормальным человеком, который общается с такими же нормальными людьми, независимо от возраста. Не с учениками, когда важны отметки, не с детьми, которых надо воспитывать, следить за ними, оценивать по стандарту, а именно с людьми, у которых могут быть разные чувства, проблемы, трудности, вопросы. Быть готовым разговаривать с ними честно, не скрываясь за штампами, не навязывая своего мнения, но и не скрывая его.
Можно ли назвать это психотерапией и консультированием? И да, и нет. Да, потому что необходимо иметь в виду, в своем багаже психотерапевтические знания и умения, самому пройти через обучение психотерапии. Нет - потому что у тебя нет запроса на психотерапию, а есть обращение к тебе как к человеку, хоть ты и психолог.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments