astra-nat (astra_nat) wrote,
astra-nat
astra_nat

Семинар Е.А.Стребелевой

В апреле в Коломну приезжала Е.А.Стребелева. Семинар проходил в помещении ДОУ. Начался с опозданием. Сначала не могли выехать из Москвы, потом Елене Антоновне стало плохо, давление. Аудитория ждала. Вместо 10.00 началось после 12-ти.
Нам показали фильм с процессом диагностики детей. Затем провели диагностику двух девочек из местного ДОУ.
Впечатления противоречивые. С одной стороны, система, конечно, хорошая, работающая, основана на закономерностях развития. Е.А. с детками работает душевно - и на коленки рядом станет, и на корточках, и голос такой располагающий...
Но когда смотрели девочек из садика при полном зале, у меня внутри формировался протест: полный зал, детки маленькие (около 4-х лет), как же по одному разу, да еще в экстремальных условиях, можно ставить диагноз?
Первая девочка постепенно от зала абстрагировалась. Красивая, как Мальвина: голубое платьице с бантом на поясе, блондинка с чуть вьющимися волосами, доброжелательная, ухоженная девочка. Задания выполняла медленно, помощь принимала, но потом по образцу не действовала.
Вторая - как Маленькая Разбойница: взъерошенная, надутая, на грани истерики. Сначала отказывалась работать вообще. Потом начала работать: что заинтересует - делала быстро, гораздо быстрее, чем первая, что не захочет - отворачивается и не делает. Потом сказала, что все - больше ничего делать не будет. Ее увели.
Мне показалось, что у второй девочки интеллект сохранней, но характер сложный. Стребелева же сказала, что у обеих умственная отсталость, но у второй в более тяжелой форме: не идет на контакт, не повторяет действий, т.е. не принимает помощь взрослого и т.п.
Когда у меня в школе попадаются дети, которые с первого раза не идут на контакт, я к ним потом подхожу, когда уже привыкнут, и результаты бывают хорошими. Но вот так, с одного раза, в экстремальных условиях ставить диагноз УО?
И еще, что было даже смешным: когда она рассказывала о своей системе, часто повторяла: "Ну, психологи этого не знают... Когда мы рассказываем психологам о своей системе, они так радуются..." А мне смешно, потому что еще в пору нашего обучения говорили о принципах развития ребенка в деятельности, взаимодействии со взрослым и т.п.
Рассказывает, что когда была в Эстонии, там в детском доме дети с ДЦП лежат в кроватках, а перед ними игрушки демонстрируют. Она взяла ребенка на руки и начала играть с игрушками вместе с ребенком. Местные испугались: нарушение личных границ ребенка. На что она им начала рассказывать о принципах коррекционной работы, и для них это было откровением. А как же тогда Щелованов, Фигурин, Денисова? Это же еще 20-30-е годы? Как будто недостаточно того, что собрала диагностический материал в систему, обосновала - зачем же из всех остальных полных неучей строить? Ведь ее система тем и хороша, что стоит на научном фундаменте. Или это общее свойство всех создателей?
Зимой в тот же садик приезжали Ефимовы из СПб. Они -неврологи. И тоже пели нам, что психологи ничего не знают, а они знают все, их система уникальна, кроме них никто не может справиться с детскими трудностями...А я сразу вспоминаю А.В.Семенович, центр помощи детям с трудностями в обучении у них существовал еще в 93-м году, и система серьезная.
Я не хочу никого критиковать, наоборот, с уважением отношусь к специалистам, которые стремятся распространять знания, приезжают даже в такие маленькие города, как Коломна.
Для практика важно знать разные системы и уметь их применять в зависимости от специфики случая. И знать, куда направить ребенка в особо сложных случаях. Вот только направлять сложно - все меньше бесплатных консультаций, а самые трудные дети у нищих родителей, и деньги на специалиста они явно не выделят.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments